Передвижные электростанции: история создания и сфера применения

Категории
Оглавление
  1. Особенности мобильной ДЭС
  2. Классификация по способу транспортировки
  3. Виды по мощности
  4. Преимущества и недостатки
  5. Недостатки
  6. История создания энергопоездов
  7. Эксплуатация и уход

Маломощные передвижные дизельные электростанции используются временно, в местах расположения буровых, строительных площадок, на участках прокладки железнодорожных или автомобильных путей, сопровождают удаленные участки газо- и нефтепроводов, там, где электропередача от основного узла усложнена.

Особенности мобильной ДЭС

Надежный резервный источник электропитания размещается в кузове авто, ж/д вагонов, разного класса вездеходов, задействуются самоходные шасси и платформы. Используют некоторые и плавучие специальные понтоны, чтобы обеспечивать, например, прибрежные регионы Дальнего Востока или сурового Севера. Обычно передвижные дизельные электростанции классифицируются по энергетической градации на маломощны до 200 кВТ, которые оформляются на базе дизель-генераторных установок. А вот крупные агрегаты с потенциалом до 12МВт называются энергопоездами, внутри которых монтируются паротурбинные установки

Классификация по способу транспортировки

  • Небольшие переносные подстанции
  • Железнодорожные платформы-прицепы
  • Автомобильные комплексы
  • Плавучие понтонные станции

Есть и эксклюзивные способы доставки, но они имеют меньший сектор внедрения. Они популярны в тех регионах, где климатические условия часто усложняют процесс жизнедеятельности и развития промышленности. Известно, что имеются технически выверено оборудованные сани, где используются особенные методы крепления – ремни, ручки, дополнительные протекторные элементы.

Виды по мощности

  • Малые
  • Средние
  • Большие

В корне они отличаются габаритами и весом, и еще введенными в их функционирование техническими параметрами.

Преимущества и недостатки

Резервные подстанции, работающие на дизеле, наделены рядом достоинств, но это не исключает и определенный процент недостатков. Определим первоначально преимущества:

  • Несложный способ транспортировки. Он не требует максимальных усилий, так как в заводских условиях изначально изготовлены прицепы одно- или двухосные для крупногабаритного оборудования, а вот для малого класса продуманы системы фиксации, чтобы без лишних физических нагрузок перенести запасной энергоблок либо на место хранения, либо работы.
  • Продуманная компактность и баланс в расположении задуманных в комплекте элементов, как основных, так и второстепенных. Удобство форм достигается продуманностью конструкции, а не уменьшением ее прочности, удалением несущих рам или опор.
  • Простота монтажа и прописанные в инструкции особенности пуска.
  • Нет необходимости выделять отдельное помещение, достаточно определить безопасную и просторную территорию. Не стоит волноваться, если невозможно найти четкую горизонталь, уклон не скажется негативно на функционировании мобильной ДЭС.
  • Имеются важные и незаменимые узлы пожаротушения, а также аварийной сигнализации.
  • Требуется редкий и хорошо регламентируемый мониторинг состояния оборудования, чтобы не упустить момент наладки, такой важный и, можно сказать, ключевой, так как работа, отданная на самотек, обязательно негативно скажется на техническом потенциале и возможности долго и бесперебойно подавать энергетические потоки.
  • Нет необходимости после приобретения выполнять наладку, так как эксплуатация передвижных дизельных электростанций может начаться в считанные часы после покупки, поэтому не требуется дополнительных манипуляций, корректировок.
  • Демонтаж задуман довольно легкий, так что без проблем модель уходит в задуманный отстой до следующей форс-мажорной ситуации.

Недостатки

Один и самый основной –высокая стоимость товара. Она оправдана рядом достоинств и выгодным в финансовом плане процессом длительной работы. Финансовый диапазон огромен – от нескольких сотен тысяч до десяти миллионов. Лидер продаж и цены – энергопоезд.

История создания энергопоездов

Первые мобильные железнодорожные платформы появились еще в Российской империи, а уже в сороковых годах двадцатого века, в послевоенный период, они поддерживали жизнедеятельность разрушенных городов, обеспечивали подачу воды, света, подпитывали линии метро, трамваев. В городах Белоруссии на сложном строительно-восстановительном этапе после ВОВ задействовали около пятнадцати поездов мощностью 48 МВт. А курортный Сочи вообще существовал до 1949 года только благодаря мощным агрегатам.

Трудно представить, как ГЭС или космодром Байконура, удаленные регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока могли бы функционировать, если туда не были доставлены специальные поезда, ставшие на стоянку на запасном пути. Раньше использовали платформы грузоподъемностью 50 т, а на их площади органично размещали паротрубинный генератор, рядом – тепломеханическое и необходимое электрооборудование.

С 1934 стали выпускать комплекс, работающий на базе дизельных двигателей. 1956 ознаменовался выпуском серии мощных легко транспортируемых образцов ПЭ-4 на базе Брянского машиностроительного завода. Успешный проект гарантировал подачу импульса в 4 МВт, которого хватало бы на город с пятидесятитысячным населением. Аналог имелся и в США, он выпускался под брендом «Дженерал электрик» с показателем меньше на один мегаватт.

Имели место и эксперименты, смелые инженерные решения. Например, в 1967 году в Тюмени была введена в эксплуатацию небольшая промышленная станция, которая имела в своей основе два турбогенератора, сконструированных на основе бывшего в употреблении авиационного двигателя АИ-20 с первичным назначением для самолетов АН-8, ИЛ-38, Бе-12. После переоборудование определили и род топлива –это газ. Смелый опыт привел к результату –поступили в серийное производство ПАЭС-1250 и другие. Они успешно применялись в СССР, шли на экспорт в Юго-Восточную Азию, а также страны Латинской Америки.

На сегодняшний день производство не прекращено, наоборот, наращивается, так как эксплуатации энергетического вагона возможно при значительном расхождении температур от -50 до +40. И это далеко не предел!

Эксплуатация и уход

Обязательно выполняется тактильный и визуальный осмотр мобильного блока, в ходе которого идет чистка поверхностей, проверка состояния резьбы и всех крепежных узлов. Когда задумывается старт установки, то просматривается колеи заземления, определяются участки коррозии на контактах. Вовремя проводится замена комплектующих, затягивать процесс небезопасно.

На момент свертывания работы специалисты останавливают агрегат, разбирают кабельную сеть, от которой шла подпитка объектов потребителей, снимают элементы освещения, например, уличные светильники, «аварийку», потом уже закрепляют ранее эксплуатируемое в режиме аврала оборудование и готовят к погрузке, дальнейшей транспортировке на резервную стоянку.

Второй этап демонтажа –консервация дизеля, генератора, всех пусковых систем и создание условий длительного хранения до востребования при очередной аварии на магистрали или начале стройки на целинной земле.

Таким образом, исторически так сложилось, что сегодня степень цивилизации оценивается наличием энергии в силовых кабелях, поэтому имеется большое разнообразие моделей ДЭС, особенно резервных. Их мобильность давно оценена потребителями.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*