Шинный мост — разновидность и применение

Категории
Оглавление
  1. Назначение шинных мостов
  2. Комплектация шинных мостов
  3. Типы шинных мостов
  4. Преимущества и недостатки шинных мостов
  5. Типовые проекты шинных мостов
  6. Предэксплуатационная проверка шинного моста

Шинный мост включают сборные шины (шинопроводы), изоляционные рамы и распределительные устройства. Он часто используется, как более надежный аналог по сравнению с электрическими кабелями. В зависимости от его размещения и присутствия рядом людей, могут быть как открытыми, так и защищенными.

Выпускаются с учетом ГОСТ стандартов, а для их обслуживания не существуют отдельных правил. При эксплуатации требуется руководствоваться общим правилам обращения с электроустройствами.

Назначение шинных мостов

Они используются для передачи электроэнергии на предприятиях и других объектах с большим потреблением. Их легко собрать, демонтировать или модифицировать. При необходимости можно отключить и подключить в другом месте за короткий срок. Они не требуют затратного обслуживания.

Они востребованы среди производственных помещений, которые имеют большое потребление электроэнергии или, наоборот, генерируют и перераспределяют ее. Они работают под нагрузкой до 6300 А. На практике распространено применение типовых проектов, которые можно заказать дешевле и быстрее. Например, для подключения распределительных шкафов КРУ используется 2-метровый шинный мост ШМР 1 (или модификация 1-400).

Комплектация шинных мостов

Внешне он напоминает простую конструкцию, однако каждый его элемент выполняет важную функцию. Он включает следующие компоненты:

  • Два рамных шинодержателя с изоляторами, которые крепятся к полу, стенам или отдельной конструкции;
  • Шина (шинопровод), которая транспортирует электроэнергию;
  • В целях оптимизации затрат собирается единая ветвистая конструкция. Готовая к эксплуатации конструкция включает следующие участки:
  • Прямая секция. По ней проходит ток от генератора или общей сети до потребителя.
  • Ответвленная секция. Она предназначена для подключения распределительных устройств.
  • Механизм крепления. Используется для надежного фиксирования к полу, стене, потолку или отдельно стоящим элементам.
  • Угловая секция. Подключается для перенаправления шинопровода.

На концах расположены начальный и конечный соединительные участки, которые обеспечивают его подключение к общей сети. Также часто у него присутствуют ответвительные короба, которые используются для подключения других аналогов, получая сборную шину.

Токопроводящие шинопровода теряют свои исходные характеристики под внешними факторами. По этой причине собираются разные мосты, которые могут применяться в любых условиях. По комплектации они делятся на два вида, в зависимости от наличия защиты:

Открытые. Они применимы в общих магистральных сетях. Ввиду отсутствия специальных элементов, они дешевле в производстве. Их конструкция представлена изолятором с размещенной на нем алюминиевой или медной шины. Более простые изделия включают лишь прямую секцию и шинодержатели. Их применение оправдано везде, где отсутствуют агрессивная среда и экстремальные условия.

Закрытые. Этот тип устройств используется на предприятиях или в местах присутствия естественных неблагоприятных факторов. Также распространены в оживленных местах, в которых присутствуют люди. Они долговечны и могут прослужить десятки лет. Их производство дороже и их массовое использование без нужды не оправдано.

Типы шинных мостов

Различают несколько типов конструкции в зависимости от сети, к которой подключается. Такая причина объясняется тем, что нет универсальных токопроводящих элементов.

  • Магистральные

Основной тип шин, передающий электроэнергию от генератора на КРУ. В магистральных сетях присутствуют низковольтные шины, рассчитанные на повышенную нагрузку. На конечном участке, непосредственно перед КРУ, подключается шинные мост 0.4 кВ.

  • Распределительные

В основном это типовые устройства, использующиеся для комплектования КРУ и низковольтных распределительных устройств (НКУ). Они включают прямые 3-х метровые, Т-образные и угловые секции с шиной прямоугольного сечения.

Oдинаково распространены магистральные шинные провода постоянного и переменного тока:

Для обеспечения работы стационарного оборудования, работающего на синхронном двигателе, подводятся устройства, транспортирующие постоянный ток. К такому оборудованию относятся насосы, вентиляторы.

Сложные механизмы с асинхронным мотором работают только на переменном токе и к ним подключаются только соответствующие шины. К ним относятся станки и конвейеры, подъемники, вибропрессы и другое оборудование.

Типовые магистральные шинные мосты 10 кВ применяются для комплектования распределительных устройств. В основном это следующие системы:

4-шинная. Все токопроводящие шины внутри изолятора расположены параллельно друг другу.

3-шинная. В ней присутствует два 2 параллельно расположенные друг к другу шины, остальные, а в роли третьей выступают алюминиевые вставки с обратной стороны. Они служат нейтралью при монтаже к помещению или отдельной конструкции.

Расчет по ГОСТу предусматривает подключение до 6 потребителей на каждые 3 метра, а сборка выполняется с помощью болтов. Не имеют никакой изоляции или пассивной защиты. Они выдерживают нагрузку до 630 А. В зависимости от нужд потребителя, собираются шинные мосты 6 кВ и 10 кВ.

  • Троллейные

Эти типы шин применяются для подключения к сети всех устройств, работающих по принципу монорельса (краны, подъемники). По сравнению с магистральными типами, они подходят лишь для работы под напряжением до 660 В, однако этого чаще достаточно.

Троллейные устройства представлены лишь прямыми шинными мостами 3 м. В их конструкции присутствуют универсальные угловые отводы, расположенные под углом 45 и 90 градусов. К ним можно подключить оборудование, дополнительную шину или резервное питание. Троллейные устройства просты в сборке и практичны для использования при любых внешних факторах.

  • Осветительные

Используются для подключения светотехники или малого числа потребителей. Они предназначены для нагрузки порядка 25 А, и подключаются к общей (220 В) и производственной (380 В) сетям.

Сечение каждой шины составляет 6 кв. мм. Через каждые 50 см присутствует соединительная секция, с которой соединяется штепсельная вилка. К последней же подключается осветительная арматура. Секции крепятся болтами на дистанции до 2=х метров.

У каждого типа шин свое сечения и она предназначена для работы под конкретным напряжением. Поэтому для эффективной работы используются разные шины. Следовательно, для магистральных сетей будет использоваться низковольтная шина, а когда требуется подсоединить пусконаладочное оборудование, к ГРЩ подводится шинный мост ЩО-70.

Преимущества и недостатки шинных мостов

Эти устройства не являются универсальными. Они являются только альтернативой по сравнению с силовыми кабелями и в отдельных случаях их применение более оправдано. К их достоинствам, по сравнению с электропроводами, можно отнести следующие критерии:

  • Эффективный отвод тепла. В конструкции используется алюминий, который не задерживает тепло. Дополнительный отвод обеспечивает экранированный корпус, защищающий от электромагнитных излучений.
  • Длительный срок эксплуатации. Они служат несколько десятков лет и неприхотливы к обслуживанию.
  • Низкое сопротивление. Прямоугольная форма является наиболее удачной и не требует больших затрат при производстве.
  • Оперативный монтаж. Готовую шинную конструкцию легко собрать, демонтировать и модернизировать. Также проще провести испытание и большей мощности без риска потерять устройство при неудаче, в отличие от кабеля, который может выгореть.
  • Защищенность. Они более устойчивы к внешним факторам и не восприимчиво к пожарам. Также отсутствует нужда в дополнительном хомуте, который требуется проводам.
  • Эстетичность. Сборная конструкция выглядит привлекательнее и подчеркивает индустриальный пейзаж предприятия.

Стоит отметить, что не все из этих достоинств могут быть востребованы для конкретного объекта. Например, при использовании закрытых шинных мостов отпадает вопрос защиты, а в черте города не может идти речи об использовании открытых конструкций.

Недостатки предоставляют потребителю не только новые возможности, но еще и ограничения, среди которых:

  • Затраты. Для специализированных предприятий с большим энергопотреблением вопрос эффективного использования электричества стоит остро. По этой причине потребуется индивидуальный заказ на изготовление, с которым будет экономия потребления.
  • Проектирование. С учетом жесткости изделия и наличия оборудования на производстве, требуется квалифицированный инженер для подготовки проекта, с которым использование конструкции станет оправданным.

Типовые проекты шинных мостов

Для оперативной сборки и эксплуатации часто приобретают готовый проект. Он представлен типовой конфигурацией, которая более универсальна и подходит большинству предприятий. В отличие от заказа индивидуальной сборки, шинный мост 10 кВ по типовому проекту можно приобрести сразу. Он включает:

  • Технический паспорт. Краткое описание проекта на нескольких листах формата А4.
  • Руководство. Инструкция по сборке устройства.
  • Смета расходов. В ней представлены все компоненты и их примерная цена, а также включена стоимость монтажных работ.

Т.к. отдельно паспорт не является проектом, с ним можно свободно ознакомиться перед заказом. Изучив его можно получить краткое представление о самом проекте.

Предэксплуатационная проверка шинного моста

Перед началом штатной работы его требуется проверить на работоспособность. Для этого проводятся счетно-раздаточные испытания. На время проверки подключаются датчики контроля, которые чувствительны даже к небольшим отклонениям. Их цель — выявить возможные дефекты в работе на максимальной нагрузке.

Если испытывается шина 6 кВ, достаточно подать напряжение 32кВ на тот же конец, к которому будет поступать ток от генератора. Если проводится испытание шинного моста 10 кв, тогда следует подать напряжение порядка 36 — 42 кВ.

Для шинодержателей с гигроскопичными изоляторами потребуется подачи тока на 5 минут, для остальных достаточно одной минуты. Важно не только отсутствие видимых признаков корректной передачи электроэнергии, но также и показателей световых приборов. Если напряжение не было стабильным — токопроводящая шина повреждена и непригодна!

Проводить проверку нужно сначала постоянным током, а после переменным.

( 1 )
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*